Летопись Великой Победы

Сердцем и памятью

На территории нашей Республики находится более 40 тысяч мест памяти времён Великой Отечественной войны, однако мало кто знает их историю, а тем более не может даже представить, что пришлось пережить нашим предкам.

Этим проектом мы хотим дать людям возможность узнать историю этих мест и окунуться в воспоминания солдат и свидетелей-участников войны.

Тип: Памятный знак
Область: Витебская
Населенный пункт: г. Витебск
Адрес: ул. Энгельса, 2
Местоположение: 55.194667,30.197662
Источник: Рывкин, М. С. Хроника страшных дней. Трагедия Витебского гетто / М. С. Рывкин, А.Л. Шульман. – Витебск : Б.и., 2014.
Поделиться:
Памятный знак на месте Витебского гетто у Клуба металлистов, 1993 г., расположенная в г. Витебск,  район, Витебская область
Прослушать аудиоисторию

Страшные, жуткие истории рассказывали очевидцы тех событий. Вот свидетельские показания, которые были даны следователям НКВД для ЧГК сразу же после освобождения Витебска.

В.Д. Орлова: «Когда лодки с людьми отъезжали от берега, немцы, которые командовали переправой, начинали лодки раскачивать, и лодки переворачивались вверх дном. Сидящее в лодках еврейское население разных возрастов бросалось в воду. Физически более выносливые выплывали, а слабосильные, особенно старики, женщины с грудными детьми, погибали. Выплывающих евреев немцы били веслами по голове с целью их потопления. Я сама видела, как немцы в момент переправы еврейского населения через реку связали несколько евреев веревкой во весь рост и связанных бросили в реку. Они утонули. Подобное повторялось несколько раз». Потехи ради гитлеровцы заставляли беззащитных людей переправляться на бревнах.

Петр Кузьмич Бабочкин: «Я являюсь свидетелем того, как еврейское население переправляли через Двину от Куйбышева переулка к Клубу металлистов. На сколоченных двух бревнах плыли люди. Посреди реки немцы, ехавшие рядом на лодках, притапливали бревна, и люди падали в реку и тонули. Кто пытался выплыть, того в реке добивали веслами. Я сам в то время стоял на берегу и наблюдал происходящее».

«Таким способом, – рассказывал Гавриил Петрович Оберенко, – немцы уничтожили около 2000 евреев – детей, стариков, женщин. Остальная часть еврейского населения, примерно 13000 человек, были помещены в лагерь, построенный на берегу реки у здания бывшего Клуба металлистов».

Моисей Ефимович и Анна Вениаминовна Зарецкие со своими сыновьями – девятиклассником Зеликом и пятиклассником Юрой – ушли из Витебска 9 июля 1941 года. Пошли на Смоленск, надеясь оттуда эвакуироваться в тыл, но около города Демидова попали в окружение. Пришлось вернуться обратно.

В Витебск они пришли 18 июля, пошли в свой дом в Кропоткинском переулке, но там стояли лишь обгорелые стены. Несколько дней Зарецкие ютились, где придется. 24 июля во время облавы немцы схватили Зелика и расстреляли вместе с теми тремястами евреями, которых потом обвинили в поджоге города.

«Поскольку дом наш сгорел и жить нам негде было, – вспоминает Юрий Моисеевич Зарецкий, – как только вывесили приказ о сборе всех евреев в районе Клуба металлистов, мы в тот же день перешли мост. (Он еще был открыт для прохода, это на следующий день людей заставили переправляться на лодках – авт.) и поселились недалеко от гетто в подполе сгоревшего дома.

На Марковщине (юго-западный район Витебска – авт.) была маслобойня. Во дворе маслобойни лежала большая куча старой подгоревшей сои. Я пошел с мальчишками и собрал полмешка. Таких, как мы, было много, и за несколько дней от старой сои и следа не осталось.

Я был похож на русского мальчика, или, вернее сказать, на лице у меня не было “написано”, что я еврей. А значит, первый попавшийся немец не схватит и не расстреляет меня или не потащит в гетто. Я решил воспользоваться этим. Выбирался из подвалов и уходил в город, чтобы где-нибудь что-нибудь обменять или выпросить. Тем мы и жили. Родители из подвала не выходили. Все время шли облавы. Полицаи обшаривали все развалины, пустующие дома и сараи, даже канализационные люки – искали евреев. Кого находили, избивали до полусмерти. Однажды я видел, как в гетто вели бухгалтера Либермана, он был уже пожилой человек. Его избили так, что вместо лица было кровавое месиво.

Во время одной из облав полицаи зашли в подвал, обнаружили нас и дубинками погнали в гетто. ...Нижние этажи коробок сгоревших домов, выходивших на улицу, были затянуты колючей проволокой. Вдоль ограды ходили полицаи и стреляли по всем, кто пытался выбраться из гетто.

Основная масса людей располагалась под открытым небом. Вся территория гетто была занята сидевшими и лежавшими людьми. И если для стариков и детей еще находились места на узлах и узелках, что смогли принести с собой люди, то для всех остальных и креслом, и кроватью была голая земля. У большинства изможденных людей был голодный понос, и они испражнялись там же, где лежали…

Из гетто я выбирался практически каждый день – выпрыгивал из окон второго этажа, когда полицаи были подальше или полицай делал вид, что не видит детей, бегающих в город за едой. Этого полицая потом расстреляли якобы за взятки и сотрудничество с евреями. Вечером я возвращался обратно. Первые дни в гетто пускали через ворота. Позже мне приходилось пролезать под проволокой.

Когда мы попали в гетто, нас даже не зарегистрировали в юденрате. “А зачем? – спросили они. – Мы все равно вам помочь не сможем”.

А когда начались расстрелы, юденрат вообще не мог вмешаться и спасти хоть кого-то. К воротам подходила крытая машина, полицаи хватали тех, кто был рядом, нагружали полный кузов и увозили. Немцы при этом даже не присутствовали».

Вспоминает Галина Николаевна Быковская (Лапицкая).

«Нас с мамой повели в Витебск под конвоем полицейского. Шли пешком, через весь город в управу, которая находилась по улице Толстого.

В управе мама увидела высокого блондина с голубыми глазами. Столько лет прошло, а я бы узнала его и сегодня. Это был налоговый инспектор, который пытался оштрафовать папу за то, тот сапожничал без патента. Теперь высокий блондин служил немцам. Мама подошла к нему и говорит: “Ты же знаешь моего Николая, он белорус. Отпусти дочку. Пусть идет к бабушке. А со мной делай, что хочешь”. А он ответил: “Извини, но, что будет с тобой, то будет и с ней. Раз есть капля жидовской крови, она пойдет туда, куда и ты”.

С улицы Толстого полицай увел нас в гетто. У нас были торбочки и в них немного еды. Вот и все запасы. Когда съели их, голодали, как и все узники.

Район гетто был огорожен. Ворота за время моего пребывания открывались несколько раз, заезжали подводы. Они привозили грязную картошку, свеклу и выбрасывали это на землю. Люди бежали, и, кто успевал, тому доставалось немного еды. Кушали ее чаще всего сырую, готовить было негде.

Молодые ребята иногда выбирались в город и к вечеру возвращались обратно, приносили родителям хлеба, который давали им соседи, одноклассники. Кто-то из довоенных друзей подходил к гетто и передавал что-то из еды. Но голод был страшный.

В здании Клуба металлистов люди спали на лестницах, на чердаке, кто сидя, кто лежа. Тем, кому не хватало места, оставались ночевать на улице.

Каждый день в пять часов в гетто приходили немцы с плетками, и люди, увидев их, разбегались и прятались. Немцы избивали мужчин, молодых девушек до полусмерти, стариков они почти не трогали.

У спуска к Западной Двине стояли деревянная будка и шлагбаум. Около шлагбаума дежурил кто-то из узников гетто. Я запомнила бородатого еврея. Когда люди ходили за водой, он открывал шлагбаум и пропускал их. Узники набирали воду из реки и ее пили. По берегу реки ходил полицейский с ружьем.

Однажды мама позвала меня и сказала: “Ты должна уйти отсюда. Вдвоем мы не уйдем, мне уже 49 лет, со мной, что будет, то и будет. А ты должна дождаться отца. Спустишься к реке, как будто за водой пошла, и уходи вдоль берега. Полицейскому скажешь, что приносила еду однокласснице, а тебя увидели немцы и сказали, приносила еду жидовке, будешь сидеть здесь. Иди к бабушке, у нее спрячься”.

Я не была похожа на еврейку, светленькая, худенькая, чем-то напоминала отца. На мне был папин вельветовый пиджак зеленого цвета и в кармане метрика. Она у меня до сих пор сохранилась. Разорвана на шесть частей, я ее потом склеила. Там написано, что я – Быковская Галина Николаевна, папа – Быковский Николай Яковлевич, мама – Быковская Розалия Мордуховна. Но мамино имя и отчество мы подтерли, его видно не было.

Я пошла, а мама стояла на балконе Клуба металлистов и смотрела. Подхожу к шлагбауму, меня не выпускают. Я дождалась, пока подошли еще люди, спускавшиеся за водой, и вместе с ними прошла. Спустилась к реке и иду вдоль берега, а еврей, который дежурил у шлагбаума, наверное испугался за себя, и сверху закричал полицейскому: “Она отсюда, она отсюда”. Я посмотрела на него и подумала: “Ну какая тебе разница, откуда я”. Полицейский остановил меня и спросил: “Ты из гетто вышла?” – “Да”, – ответила я. – ”А как ты сюда попала?”. Я ответила, как меня научила мама. Он спросил: “С кем живешь?” – “С бабушкой и тетей. Отца забрали в армию. А мама умерла”. (Мне мама сказала, чтобы я так отвечала). Я полицейского запомнила – худощавый, небольшого роста, с бельмом на глазу. Показала метрику. Он посмотрел ее и сказал: “Уходи отсюда и не оглядывайся”. Я только глазами повела, чтобы увидеть маму, и пошла по берегу реки. А потом побежала, чтобы скорее уйти с этого места.

Прибежала к бабушке, она уже и не ждала меня. Побыла немного у нее и ушла к папиной двоюродной сестре Ольге Фоминой, которая жила на Марковщине. Бабушкины соседи меня знали и могли выдать, в тринадцать лет я быстро повзрослела, а на Марковщине у тети меня никто не знал.

Через какое-то время у тети появилась и моя мама. Как она выбралась из гетто, я так и не узнала. Это было где-то в конце сентября. Мама умоляла меня, чтобы я спряталась у бабушки. Но я ответила, что уйду из города и пойду в колхоз Ленина, это рядом с Выдреей. Чувствовала, что мне надо уйти. Ушла одна, мама осталась в Витебске, снова оказалась в гетто и погибла там. Почему не пошла со мной? Может, решила, что в ней сразу узнают еврейку... <…>».

загрузка карты...