Грицевец Сергей Иванович - командир авиагруппы республиканских ВВС в Испании, старший лейтенант; командир авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (1-я армейская группа), майор.

Родился 6 (19) июля 1909 года в деревне Боровцы Ново-Мышкой волости Новогрудского уезда Минской губернии (ныне не существует; территория Новомышского сельсовета Барановичского района Брестской области, Белоруссия). Белорус. С 1914 года (из-за начавшейся Первой мировой войны вместе с семьёй жил в посёлке Шумиха (ныне город Курганской области). В 1927 году окончил 7 классов школы и начал работать на железнодорожной станции Шумиха. В конце 1927 года переехал в город Златоуст (ныне Челябинской области), где окончил школу фабрично-заводского ученичества и работал на Златоустовском механическом заводе слесарем в эфесном цехе.

В армии с июня 1931 года. В сентябре 1932 года окончил Оренбургскую военную авиационную школу лётчиков и лётчиков-наблюдателей. В сентябре 1932 - декабре 1933 - младший лётчик 3-й авиаэскадрильи 5-й авиационной бригады (в Украинском военном округе; город Киев). С декабря 1933 - командир звена 1-й Краснознамённой истребительной авиационной эскадрильи (в Ленинградском военном округе, город Красногвардейск, ныне Гатчина, административный центр Ленинградской области; с 1934 года - в Забайкальском военном округе, станция Бочкарёво, ныне город Белогорск Амурской области). Летал на самолётах И-5 и И-16.

В июле 1936 года направлен на курсы воздушного боя при Одесской военной авиационной школе лётчиков, по окончании которых был оставлен в школе лётчиком-инструктором. Готовил лётчиков-добровольцев для отправки их в Испанию, где в это время шла гражданская война между сторонниками республиканского правительства (поддерживаемого СССР и многими другими странами) и сторонниками мятежного генерала Ф. Франко (поддерживаемого А. Гитлером и Б. Муссолини).

Участник гражданской войны в Испании: в июне - октябре 1938 - командир авиаэскадрильи и командир авиагруппы республиканских ВВС.

Во время одного из вылетов на сопровождение бомбардировщиков СБ С.И. Грицевцу пришлось в одиночку отбиваться от 7 «фиатов». В итоге ни один республиканский бомбардировщик не пострадал. Однако побед в этом бою, согласно архивным документам и вопреки многочисленным публикациям последних лет, Сергей Иванович не заявлял.

Особенно отличился в тяжёлых боях на реке Эбро, где мятежники широко использовали новые истребители Ме-109, превосходящие И-16 в скорости. 4 октября 1938 года несколько республиканских лётчиков во главе с С.И. Грицевцом завязали бой с группой Ме-109. Схватка длилась 45 минут, в результате был сбит Ме-109, немецкий лётчик выпрыгнул с парашютом и был взят в плен. Им оказался один из наиболее опытных и результативных асов «Легиона Кондор» Отто Бертрам.

Совершил в Испании 88 боевых вылетов на истребителе И-16 (с боевым налётом 115 часов), в 42 воздушных боях сбил лично 6 и в составе группы не менее 11 вражеских самолётов.

За образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство* Указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 февраля 1939 года майору Грицевцу Сергею Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

После возвращения из Испании и отпуска был назначен командиром авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка (в Монголии).

Участник боёв с японцами на реке Халхин-Гол: в июне - августе 1939 - командир авиаэскадрильи 70-го истребительного авиационного полка и командир отдельной группы истребителей И-153 «Чайка», проходивших войсковые испытания.

26 июня 1939 года в 15 часов 20 минут у озера Буир-Нур появилась группа из 17 японских истребителей Ки-27. Навстречу ей взлетело 27 И-16 и 13 И-15бис из 70-го истребительного авиационного полка во главе с командиром полка майором В.М. Забалуевым. Японцы развернулись и, не принимая боя, ушли в направлении Ганьчжура. Но первая группа была лишь приманкой. Там к ним присоединилась ещё одна большая группа истребителей. Тогда на помощь истребителям 70-го истребительного авиационного полка были подняты в воздух 20 И-16 и 21 И-15бис из 22-го истребительного авиационного полка. В этот момент С.И. Грицевец заметил, как подбитый советский истребитель совершил посадку в степи на территории, контролируемой японцами (в 60 км от линии фронта). Приземлившись рядом, с ходу подрулив к бегущему к нему лётчику и с трудом разместив его в одноместной кабине своего И-16, он вывез майора В.М. Забалуева на свой аэродром.

Совершил на Халхин-Голе 138 боевых вылетов на истребителях И-16 и И-153, в воздушных боях сбил лично 3 и в составе группы 9 самолётов противника.

За образцовое выполнение боевых заданий и выдающийся героизм, проявленный при выполнении боевых заданий, дающий право на получение звания Героя Советского Союза, Указом Президиума Верховного Совета СССР 29 августа 1939 года майор Грицевец Сергей Иванович награждён второй медалью «Золотая Звезда»**.

С.И. Грицевец и Г.П. Кравченко (награждённый этим же Указом) стали первыми дважды Героями Советского Союза.

В ходе гражданской войны в Испании и боёв на реке Халхин-Гол сбил лично 9 и в составе группы 20 самолётов противника.

В сентябре 1939 года был назначен командиром 58-й истребительной авиационной бригады (в Белорусском особом военном округе) и ранним утром 16 сентября 1939 года прилетел на аэродром Болбасово (Оршанский район Витебской области, Беларусь), где базировалась авиабригада.

В тот же день он вместе со своим помощником майором В.Г. Китаевым вылетел на истребителе И-15 в Минск для получения боевого приказа. Вечером С.И. Грицевец с В.Г. Китаевым вместе с командиром 21-го истребительного авиационного полка этой же бригады майором П.И. Харой поднялись в воздух и взяли обратный курс на Болбасово.

Радиосвязи на самолётах не было. Видимость была очень плохой - низкая облачность, дымка. Наступила темнота, но на аэродроме в этот день по роковой случайности были сняты посадочные прожекторы. Ночная разметка аэродрома была выполнена с помощью керосиновых фонарей «летучая мышь» и костров. С.И. Грицевец сел с ходу, не делая круга над аэродромом. Сел, как и положено, строго против ветра рядом с выложенным горящими фонарями посадочным «Т». После приземления он не направил свой самолёт

на стоянку, а отрулил на нейтральную полосу, видимо, опасаясь столкновения в темноте с самолётами заходящих на посадку товарищей. В это время, не увидев посадочного «Т» и перепутав нейтральную полосу с посадочной, начал садиться истребитель И-16, который пилотировал П.И. Хара. Пытаясь уйти от мчащегося на него И-16, С.И. Грицевец дал полный газ, но было уже поздно. В результате столкновения двух самолётов Сергей Иванович погиб.

Похоронен в посёлке Болбасово Оршанского района Витебской области (Беларусь).

Награждён орденом Ленина (22.02.1939) и монгольским орденом Боевого Красного Знамени (10.08.1939).

Бронзовый бюст С.И. Грицевца установлен в городе Барановичи Брестской области (Беларусь). В Златоусте на здании, в котором работал С.И. Грицевец, установлена мемориальная доска. Бюсты установлены также в городах Минск, Краснодар (на территории Краснодарского высшего военного авиационного училища лётчиков), Златоуст (Челябинская область) и Чугуев (Харьковская область, Украина), а также в посёлке Болбасово. Его именем названы улицы в городах Москва, Курган, Златоуст (Челябинская область), Шумиха (Курганская область), в белорусских городах Минск, Брест, Барановичи и Ганцевичи (Брестская область), Молодечно (Минская область) и Орша (Витебская область), посёлке Болбасово, украинских городах Харьков и Кривой Рог (Днепропетровская область).

Имя С.И. Грицевца носят Минский аэроклуб, железнодорожная станция в Барановичском районе Брестской области и школа в монгольском городе Чойбалсан, средняя школа Nº1 города Барановичи (Брестская область). В 1939-1941 годах Чугуевское военное авиационное училище, а в 1967-1994 годах - Харьковское высшее военное авиационное училище лётчиков носили имя С.И. Грицевца. В 1973-2015 годах имя Героя носил теплоход-сухогруз «Сергей Грицевец» (порт приписки - Измаил, Украина).